Мы ждем школьников и студентов в музее, но уроки могут быть организованы и в формате онлайн на платформе Сферум
Патриотизм – сложное и многогранное понятие, объединяющим смыслом которого является преданность и любовь к Родине, готовность жертвовать ради неё собственными интересами.
Музей предлагает школьникам и студентам цикл музейных уроков, посвященных героям-соотечественникам:
«Я не такой и смелый…» (Образ ребенка на войне в творчестве белгородских авторов).
Цель урока: сформировать представление об образе ребенка на войне по произведениям Л.Т. Кузубова, Д.Ф. Башвиновой, М.Н. Сопина, В.М. Шаповалова, познакомить с биографией военных лет названных авторов. Для изучения предлагаются стихи «сына полка» Л.Т. Кузубова, написанные во время войны, произведения Д.Ф. Башвиновой и М.Н. Сопина о военном детстве, написанные в послевоенные годы, рассказы В.М. Шаповалова из книги «По всей линии фронта». Беседа, рассказ, выразительное чтение и анализ художественного произведения способствуют развитию коммуникативных навыков школьников, музейное ориентирование и творческие задания способствуют формированию музейной культуры. На уроке демонстрируются документы, фотографии, книги из фондов музея.
«Память за собою позови» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве В.М. Шаповалова).
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством белгородского писателя-фронтовика В.М. Шаповалова. Участие в войне обусловило тематику многих произведений В.М. Шаповалова, а работа в школе и постоянное общение с детьми – ту аудиторию, к которой он обратился. Большинство его книг адресовано читателям школьного возраста. В произведениях писателя нет прямого изображения боевых действий, они служат лишь фоном, на котором отчетливее вырисовываются судьбы взрослых и детей. В.М. Шаповалов один из тех немногих авторов, который затронул тему «животные и война», так мало исследованную в нашей литературе. Урок проходит в форме беседы и способствует формированию у школьников патриотической позиции, развитию интереса к чтению героико-патриотической литературы.
«Не в силах годы нам разминировать сердца» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве белгородских писателей-фронтовиков В. Буханова, В. Фёдорова, А. Кривцова, К. Мамонтова).
Цель урока: познакомить с фронтовой биографией и творчеством о войне белгородских писателей-фронтовиков В.С. Буханова, В.И. Федорова, А.З. Кривцова, К.Я. Мамонтова. На уроке учащиеся выполняют творческие задания, участвуют в музейном ориентировании, эвристических беседах, слушают и читают вслух стихотворения, прослушивают песни военных лет. Урок способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию чувства патриотизма, уважительному отношению к ветеранам Великой Отечественной войны; расширяет знания по литературному краеведению и дополняет знания, полученные на уроках, которые посвящены теме Великой Отечественной войны в русской литературе ХХ в.
«Всюду жизнь» (Жизнь и творчество писателя-фронтовика А.З. Кривцова).
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.З. Кривцова, белгородского писателя-фронтовика. А.З. Кривцов родился в Белгороде. Рядовым пехотинцем прошел боевой путь от Ленинграда до Берлина, воспоминания о войне нашли отражение в его творчестве: в рисунках и книгах. В произведениях А.З. Кривцова – крепчайшая связующая нить памяти, вечная эстафета, передаваемая писателем грядущим поколениям как предостережение от новых бед. На уроке прозвучат отрывки из повести «За Одером» А.З. Кривцова, его стихи, а также фронтовые письма к матери. Урок дополнит знания учащихся о Великой Отечественной войне, будет способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны.
«Свидетели Света» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя-фронтовика Е.И. Носова, художника С.С. Косенкова).
Цель урока: познакомить с рассказом Е.И. Носова «Красное вино Победы», помочь учащимся понять смысл произведения через характеристику персонажей, оценку их действий, формулировку авторской идеи. На уроке демонстрируются иллюстрации к рассказу «Красное вино Победы» художника С.С. Косенкова, благодаря редкому таланту художника и его глубокому пониманию смысла произведения наглядно предстает перед учащимися дыхание войны, а вместе с ним яркий свет мирных устремлений героев рассказа и торжество жизни. Урок дополнит знания учащихся о Великой Отечественной войне, будет способствовать воспитанию патриотизма.
«Сила подвига святого» (Отечественная война 1812 года в творчестве Н.Б. Голицына и В. Ф. Раевского).
Цель урока: расширить представление об Отечественной войне 1812 г., воссоздать картину войны через художественные произведения Н.Б. Голицына и В.Ф. Раевского, для которых война оставила глубокий след в памяти и нашла отклик в творчестве. Музейная экспозиция, предметы из фондовых коллекций и художественные произведения дают возможность осмыслить, какое значение для духовного становления и формирования мировоззрения Раевского и Голицына имело их участие в войне 1812 года. Для изучения предлагаются стихи В.Ф. Раевского и фрагменты мемуаров Н.Б. Голицына «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 года». В ходе урока демонстрируется видеофильм.
«Не убий…» (Человек и война) (О решающей роли человека на войне, его героизма и беззаветной преданности Родине).
Каждая литературная эпоха создает свой типичный образ войны. Герои произведений, рассказывающих о войне, несут типичные черты своих современников, на страницах произведений появляются действительные исторические образы. Эпоха романтизма принесла образ войны народной. В произведениях Пушкина и Лермонтова война являет героизм и мужество солдат, мудрость полководцев. Литераторы XIX века исследовали тему войны в основном для изучения человека. Исторические события авторы рассматривали через призму человеческих взаимоотношений. Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли человека на войне, его героизма и беззаветной преданности Родине, невозможно было бы появление новой военной прозы и поэзии сегодня.
На музейном уроке учащиеся на примере произведений классиков русской литературы и произведений белгородских литераторов узнают, как авторы, создавая различные образы и ситуации, раскрывают тему войны, тему подвига русского человека.
«… в ком бродит гордый дух гражданства…» (патриотическая поэзия и проза белгородских литераторов).
Важнейшее свойство русской литературы начиная с XI в. – ее интерес к человеку. Но личность всегда рассматривалась как часть общества, народа, страны. Русская литература говорила о человеке, ценя в нем стремление к поискам правды, готовность к борьбе и самопожертвованию во имя общего блага. Эти черты обнаружились уже в «Слове о полку Игореве», которое запечатлело высокий патриотизм наших предков, их стремление к единству, ратную доблесть в сочетании с бескорыстием и миролюбием. В последующие века патриотическая линия в русской литературе крепла и расширялась. Слияние литературы с общественно-патриотическими движениями в XIX в. было столь тесным, что некоторые авторы считали себя прежде всего общественными деятелями, а потом уже писателями. «Я не поэт, а гражданин», – говорил о себе Рылеев. Строка из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» очень точно отражает важность темы патриотизма в русской литературе. Что значит быть патриотом? Как этот вопрос решался в литературных произведениях разных исторических эпох? Почему именно литература стала зеркалом русской действительности? Как гражданская позиция писателя влияла и влияет на его творчество? На уроке учащиеся будут говорить о патриотизме в русской литературе, вспомнят поэтов и прозаиков прошлого – патриотов своей Родины, познакомятся с произведениями белгородских литераторов, в которых затрагивается тема гражданственности, патриотизма. Подумают насколько сейчас актуально данное направление литературы, порассуждают о роли гражданской позиции писателя для его творчества.
Музейные уроки проводятся по предварительным заявкам для групп от 10 человек.
Стоимость билета - 122 руб. Возможно приобретение билетов по Пушкинской карте.
Посещение музея бесплатное для лиц, сопровождающих организованные группы учащихся и студентов (в количестве не более 2-х человек). Для учащихся до 14 лет, обучающихся в Белгородской области, музейные уроки проводятся бесплатно.
Уроки могут быть организованы в формате онлайн на платформе Сферум.
Дополнительная информация по телефонам +7 (4722) 27-64-23, 27-39-61