г. Белгород, ул. Преображенская 38

+7 (4722) 27-64-23, 27-39-61

ПН Выходной • ВТ-ВС 10:00-19:00

  • г. Белгород, ул. Преображенская 38
  • +7 (4722) 27-64-23, 27-39-61
  • ПН Выходной • ВТ-ВС 10:00-19:00

Лекции

Белгородский государственный литературный музей приглашает старшеклассников, углубленно занимающихся изучением литературы и истории, прослушать цикл лекций «Прославленные белгородцы – литераторы ХIХ – ХХ вв.». Лекции дают представление о вкладе уроженцев и жителей Белгородчины в формирование историко-культурного достояния России. Лекции в музее – это источник адаптированной для школьников научной информации.

Лекции проходят дважды в месяц.

План работы музейного лектория на второе полугодие 2020-2021 учебного года:

Возможно проведение лекций по предварительным заявкам для групп от 10 чел.

Перечень лекций

  • «Вдохновением нельзя повелевать…» (Жизнь и творчество писателя и музыканта Н.Б. Голицына).
    Цель лекции: познакомить учащихся с Н.Б. Голицыным (1794-1866) – русским офицером, князем, человеком яркой судьбы. Герой Отечественной войны 1812 года, он принимал участие в русско-турецкой кампании 1829-1831 годов и Крымской войне 1853-1856 годов. Был интересным писателем с обширным литературным наследием, замечательным переводчиком, талантливым композитором, выдающимся виолончелистом. Его жизнь и творчество тесно связаны с нашим краем. Голицын 30 лет прожил в своем имении в с. Богородском Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородская область). Музейная экспозиция, предметы из фондовых коллекций и художественные произведения помогут слушателям составить портрет нашего земляка.
  • «Возродивший духом многих» (Жизнь и творчество философа-просветителя Н.В. Станкевича).
    Цель лекции: познакомить с жизнью и творчеством философа-просветителя, поэта, главы литературно-философского кружка Н.В. Станкевичем (1813-1840), представить его творческие связи с И.С. Тургеневым, В.Г. Белинским, А.И. Герценым, А.В. Кольцовым и др. Экспозиция музея позволит «побывать» в удеревском имении родителей Н.В. Станкевича, где будущий философ-просветитель проводил детские годы, часто бывал студентом. Учащиеся познакомятся с эпистолярным наследием Н.В. Станкевича, с деятельностью его кружка и значением этого творческого объединения для развития литературы XIX в.
  • «До мозга костей православный…» (Жизнь и творчество писателя, критика, публициста Ю.Н. Говорухо-Отрока).
    Цель лекции: познакомить слушателей с жизнью и творческим наследием уроженца Белгородчины Ю.Н. Говорухо-Отрока (1854-1896). В 80-90-е годы XIX века Ю.Н. Говорухо-Отрок был широко известен как писатель, литературный и театральный критик, публицист и философ. Все творческое наследие Ю.Н. Говорухо-Отрока – это проповедование православной морали, разумности и любви как основополагающих ценностей человеческого бытия. Творчество нашего земляка – своего рода художественный памятник напряженных духовных исканий русской интеллигенции второй половины ХIХ века.
  • «Минувшее проходит предо мною…» (Жизнь и творчество журналиста и литератора А.И. Гессена).
    Цель лекции: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уроженца Белгородчины А.И. Гессеном (1878-1976). Профессия журналиста принесла А.И. Гессену встречи со многими знаменитыми людьми: политиками, писателями, деятелями культуры и искусства. Он стал свидетелем знаковых событий, происходивших в нашей стране в начале ХХ века. В 80-летнем возрасте А.И. Гессен обратился к писательскому труду, из под его пера вышли шесть книг о жизни и творчестве А.С. Пушкина, получивших широкое признание читателей. Посетители лекции «заглянут» в архив писателя, в котором хранятся фотографии и уникальные документы.
  • «Н.Н. Страхов и его литературное окружение» (Жизнь и творчество философа, публициста, литературного критика Н.Н. Страхова).
    Цель лекции: познакомить с литературно-критическим наследием уроженца г. Белгорода, философа и критика Н.Н. Страхова (1828-1896), рассказать о творческих связях Н.Н. Страхова. Для изучения предлагаются страницы биографии, отрывки критических статей, переписка Н.Н. Страхова с классиками русской литературы ХIХ в. Лекция будет способствовать более глубокому пониманию личности, как самого критика, так и его знаменитых современников: Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета и др.
  • «Небо. Самолет. Кино» (Жизнь и деятельность авиатора, кинематографиста, литератора Н.Д. Анощенко).
    Цель лекции: познакомить с жизнью и деятельностью уроженца г. Белгорода Н.Д. Анощенко (1894-1974) – необычным человеком, неуемное свойство натуры которого отличалось стремлением познать, сделать что-то новое в двух кажется не пересекающихся сферах деятельности человека: кинематографии и воздухоплавании. На лекции будут представлены уникальные материалы из архива Н.Д. Анощенко, хранящие в фондах Белгородского государственного литературного музея. Дополнением рассказа станет демонстрация кинофильмов, снятых Н.Д. Анощенко в 1930-е гг.
  • «Однажды и на всю жизнь» (Жизнь и деятельность писателя, публициста, просветителя А.М. Топорова).
    Цель лекции: познакомить с жизнью и деятельностью уроженца Белгородчины А.М. Топорова (1891-1984). В жизни А.М. Топорова бывали и взлеты, и падения. Он занимался литературной и общественной деятельностью, писал оригинальные учебники в самых разных областях знаний: игра на скрипке, эсперанто, русский язык и литература. Он дружил и переписывался с А.Т. Твардовским, А.М. Горьким, К.М. Симоновым, А.А. Фадеевым и многими другими известными людьми. Мемориальные вещи из архива музея, книги А.М. Топорова, представленные к изучению слушателей лекции, помогут составить портрет этого необычного человека.
  • «П.Я. Барвинский – актер, прозаик, драматург» (Жизнь и творчество П.Я. Барвинского).
    Цель лекции: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уроженца Белгородчины, прозаика и драматурга П.Я. Барвинского (1862-1908). Слушателям предлагается «заглянуть» в творческую лабораторию П.Я. Барвинского, разобраться с приемами его работы над юмористическими рассказами. Для знакомства со стилем, языком и проблематикой произведений П.Я. Барвинского предлагаются отрывки из рассказов и пьес, которые до сегодняшнего дня сохраняют свою актуальность. Особая ценность отдельных очерков и рассказов П.Я. Барвинского в том, что в них представлен быт и нравы обывателей белгородского края конца XIX в.
  • «С.Т. Славутинский – чиновник, журналист, литератор» (Жизнь и творчество С.Т. Славутинского).
    Цель лекции: познакомить с жизнью и деятельностью С.Т. Славутинского – писателя-беллетриста, уроженца Грайворона. С.Т. Славутинский – самобытный персонаж своей эпохи, талантливый литератор с особенным чутьем времени, описывавший в своих произведениях яркие типажи жителей провинции, центральное место в его творчестве занимает психология крестьянского мира. Познакомиться с рассказами нашего земляка и составить его портрет учащимся поможет знакомство с разделом экспозиции музея, посвященным С.Т. Славутинскому, а также книга «Егорьевская старина» (Москва, 2016) – первое издание произведений С.Т. Славутинского с наиболее подробной биографией писателя.
  • «Свое суждение имел» (Жизнь и творчество историка литературы, цензора А.В. Никитенко).
    Цель лекции: рассказать слушателям о жизни и деятельности уроженца Белгородчины А.В. Никитенко (1804-1877). Литературовед и литературный критик, профессор кафедры русской словесности Санкт-Петербургского университета, действительный член Академии наук, официальный редактор журналов «Сын Отечества», «Современник» и других изданий А.В. Никитенко долгие годы работал в различных цензурных учреждениях и ведомствах по надзору за печатью и сыграл заметную роль в истории русской цензуры. Перу А.В. Никитенко принадлежит около семидесяти литературоведческих работ, но главный его труд – это «Дневник», охватывающий период с 1826 по 1877 гг. Интересна личность А.В. Никитенко и тем, что он был одним из немногих, прошедших путь от крепостного мальчишки до академика.
  • «Страницы истории отечественного литературоведения: В.Е. Евгеньев-Максимов» (Жизнь и творчество историка русской журналистики, основоположника отечественного некрасововедения В.Е. Евгеньева-Максимова).
    Цель лекции: познакомить с жизнью и деятельностью В.Е. Евгеньева-Максимова (1883-1955), уроженца Белгородчины, ученого-литературоведа, публициста, профессора Ленинградского университета; определить значение творчества Н.А. Некрасова для становления личности исследователя и для развития его научной деятельности. Знакомство с биографией, воспоминаниями, перепиской и фрагментами исследований В.Е. Евгеньеве-Максимова дадут представление о научно-публицистическом наследии нашего земляка и дополнят знания о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, способствуя повторению изученного о Н.А. Некрасове и культурной жизни в России во второй половине XIX в.
  • «Судьба нам меч вручила…» (Жизнь и творчество поэта и публициста В.Ф. Раевского).
    Цель лекции: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Раевского, уроженца с. Хворостянка Старооскольского уезда, офицера, поэта, публициста, героя Отечественной войны 1812 г., «первого декабриста», пример жизни и деятельности которого открывает перед нашими современниками богатый мир высоких моральных качеств: самоотверженного служения Родине и народу, высокого сознания своего долга, нравственной глубины чувств и переживаний.
  • «Я непременно устою в водоворотах всякой бури…» (Жизнь и творчество поэта и публициста И.Н. Шидловского).
    Цель лекции: познакомить слушателей с жизнью и творческим наследием И.Н. Шидловского (1816-1872) – публициста и поэта, историка церкви. Родился И.Н. Шидловский в с. Грушевка Бирюченского уезда. Учился в Бирюченской уездной гимназии, окончил юридический факультет Харьковского университета и стал чиновником Министерства финансов. И.Н. Шидловский был другом Ф.М. Достоевского, который очень ценил талант Шидловского. В 1840 г. И.Н. Шидловский оставил службу, возвратился в Грушевку и занялся изучением истории церкви. По-разному оценивают критики литературное наследие Шидловского, но несомненно одно – эти произведения являются частью русской литературы, помогают представить полную картину развития нашей национальной культуры.
  • «Я рыцарь без меча и без щита…» (Жизнь и творчество писателя Ф.Н. Касаткина-Ростовского).
    Цель лекции: расширить знания учащихся о русской эмиграции, познакомить с жизнью и литературно-публицистическим наследием писателя-эмигранта Ф.Н. Касаткина-Ростовского (1875-1940). В с. Чернянка Новооскольского уезда Курской губернии прошло детство Касаткина-Ростовского, здесь в имении родителей он гостил в юности, в молодости. В 1920 г. эмигрировал в Сербию. Похоронен в Сент-При под Парижем. Для изучения слушателям лекции предлагаются стихотворения из поэтических сборников Ф.Н. Касаткина-Ростовского «Голгофа России» и «Крестным путем к Воскресению», в которых отражено настроение представителей Белой гвардии и эмигрантов первой волны.
  • «„Женская литература“ ХIХ века на примере жизни и творчества Н.С. Соханской».
    Цель лекции: познакомить учащихся с «женской литературой» ХIХ в.: историей возникновения, характерными чертами женского творчества, писательницами ХIХ в.; познакомить с жизнью и творчеством Н.С. Соханской (Кохановской) (1823-1884), уроженки Белгородчины, писательницы, которая одна из первых создала в русской литературе XIX в. галерею типов мелкопоместного дворянства и описала нравы провинциальной жизни. В основу ее повестей и рассказов положены реальные события, происходившие в селениях Курской и Харьковской губерний XVIII-XIX вв. Для изучения предлагаются отрывки из произведений писательницы. Наглядным материалом служит экспозиция музея и предметы из фондов.
Сайт использует куки, нажмите «Принять» если вы не против политики конфиденциальности