Адрес: ул. Преображенская 38
Тел: 27-64-23, 27-39-44
Режим работы:
Пн,Вт,Ср,Чт,Пт,Сб 09:00-18:00
Вс ВЫХОДНОЙ
Instagram
Главная > Складной веер-плие из десяти деревянных фрагментов. Начало ХIХ в.

Складной веер-плие из десяти деревянных фрагментов. Начало ХIХ в.

Складной веер-плие состоит из десяти деревянных фигурных фрагментов с серебряным узором, соединенных между собой тканью с изображением тюльпанов. Имеется соединительная петелька из желтого металла и две кисти из шелковой тесьмы желтого цвета. Веер был приобретен в антикварном магазине «Старая книга» в Санкт-Петербурге.

Веер – один из самых красивых, изящных и распространенных по всему миру предметов декоративно-прикладного искусства.

В России веер получил популярность в эпоху петровских реформ, став неотъемлемой частью придворной культуры. В этот период веер стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера.

В XIX веке роль веера несколько меняется, это красивое дополнение дамского костюма, обязательное лишь на приемах и балах. Но от этого веера не становятся менее роскошными и изящными, наоборот, они поражают тонкостью отделки и изысканностью.

В начале XIX века наибольшее распространение в России получил складной веер, разделяющийся на два вида. К первому относится веер-плие (от французского слова le pli – «складка»), состоящий из пластин и экрана, а ко второму – веер-бризе (от французского  слова brisé – «разбитый», «сломанный»), состоящий из одних пластин.

Изготовление вееров-плие состоит из нескольких операций, включающих, тем не менее, две основных – подготовку остова и экрана веера. Этим занимались различные мастера: вееровщики, резчики и художники. Помимо них, существовали мастеровые, которые должны были соединить обе части в единый предмет.

Материал для изготовления экрана мог быть самым разнообразным, но чаще всего использовалась бумага, пергамент (отлично выделанная телячья кожа), шелк и кружево. Для обозначения каркаса, на котором закреплен экран, чаще всего используется термин – остов.

Как правило, вееровщики использовали три основных материала для изготовления остова – слоновую кость, перламутр и черепаховый панцирь. Для особо драгоценных вееров остов делали из золота, а лицевые пластины украшали драгоценными или полудрагоценными камнями. Особое название имеют лицевые пластины остова, или две крайние пластины, которые закрепляют экранный лист. В начале XIX века они назывались «конечными стрелками».

Остальные части остова обозначаются как пластины или нижние пластины. Они, как правило, сделаны из того же материала, что и лицевые пластины, а иногда из материала, отличного от них (особенно в случае, если лицевые пластины выполнены из драгоценных металлов).

В нижней части остова пластины объединяет соединительный штифт. Иногда внизу веера, между головок соединительного штифта закреплено кольцо, к которому привязывается кисть или прикреплена цепочка.

comments powered by HyperComments