Адрес: ул. Преображенская 38
Тел: 27-64-23, 27-39-44
Режим работы:
Пн,Вт,Ср,Чт,Пт,Сб 09:00-18:00
Вс ВЫХОДНОЙ
Instagram
Главная > Выставка «…Оставить иголку для пера…»

Выставка «…Оставить иголку для пера…»

Выставка «…Оставить иголку для пера…» (женщины-писательницы на страницах журнала «Современник» 1840-1860-х годов) из фондов Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» посвящена 180-летию журнала «Современник».

В истории литературы, и литература русская не является исключением, всегда существовало мужское и женское творчество.
Где женское дарование может развернуться во всей своей силе?
Каковы специфические черты женского творчества?
На протяжении всего XIX века число женщин-авторов постоянно возрастало. Подъем общей культуры жизни и образования русского общества, в том числе и русской женщины, лежал в основе этого явления.
В самом начале XIX века женщины-авторы всегда пользовались покровительством мужчин – но как только это явление ослабевает, и литература для женщин становится не только развлечением, но и жизненным предназначением, то отношение к их произведениям перестаёт быть снисходительным. Предубеждение против женщин-авторов охватывает все слои русского общества: от столичных аристократических салонов до провинциальных демократов и среднего класса. В этой оценке сходились писатели и критики разных направлений и школ: молодой В.Г. Белинский, Ф.В. Булгарин, О.И. Сенковский, П.В. Боткин и другие.
В то же время большинство из них чаще обращались к «милым читательницам», чем к читателям. Причина этого в парадоксальном, казалось бы, явлении русской культуры – русская образованная женщина была всегда начитаннее мужчины. Большое влияние на этот процесс оказали произведения Жорж Санд и Шарлотты Бронте. При этом, если книги Ж. Санд повлияли на всю русскую литературу, то роман «Джейн Эйр» Ш. Бронте имел огромное значение именно для развития женской литературы.
Практически все могут назвать имя Авдотьи Яковлевны Панаевой, сотрудничавшей в «Современнике». Она была самой известной, но не единственной женщиной, чьи произведения печатались на страницах журнал. В экспозиции представлены такие имена, как Каролина Карловна Павлова (1807-1893), Антонина Дмитриевна Блудова (1813-1891), Наталья Петровна Шаликова (1815-1878), Софья Павловна Соболева (ок. 1840-1884), Ольга Петровна Павлова (1832-1896), Анна Александровна Кирпищикова (1838-1927), Александра Петровна Студзинская (1823-1892), Елизавета Петровна Воронова (ок. 1825-1881), Надежда Степановна Соханская (1823-1884), Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир (1815-1892). В экспозиции – портреты писательниц, репродукции картин, «созвучных» произведениям, иллюстрации, письма, рукописи. Высказывания и комментарии, сопровождающие журнальные публикации, помогут представить, как воспринималась женская литература современниками. Учитывая то обстоятельство, что биографии большинства женщин-писательниц мало неизвестны, выставка дополнена историко-биографическими справками. «Электронная библиотека» позволит познакомиться с текстами большинства произведений. Для создания эмоциональной атмосферы на выставке представлены вещи и предметы женского туалета, письменные принадлежности.
Судьбы и произведения женщин-авторов, представленных на выставке, – это попытка заявить своё право на творчество, на определенное положение в обществе.
Оправдана ли избранная тема выставки, надо ли знать и понимать забытые имена в истории литературы? Судить и решать посетителям.
Авторы же выставки считают, что женская литература и конца XIX века, и эпохи Серебренного века, и наших современниц опирается пусть на негромкие, но выразительные голоса наших героинь.
Авторы выставки: Е.В. Яновская, Е.В. Маркина, О.А. Сальникова – экспозиционеры, В.А. Бутусов – художник.
Авторы выставки выражают благодарность Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, Российской национальной библиотеке (отдел рукописей) (Санкт-Петербург), Государственному музею А.С. Пушкина (Москва).

comments powered by HyperComments